Body and Earth // Andrea Olsen

Семь соматических настроек «Тело и Земля», автор — Андреа Олсен.

На сайте видео и аудио на английском http://www.body-earth.org/

Ниже перевод текста на русский.

Андреа Олсен

Тело и Земля

 

Перевод: Артем Марков // Редактор: Мария Грудская

 

Вступление

Здравствуйте, я Андреа Олсен, и я рада поделиться с вами этими семью исследованиями движения, которые мы разработали вместе с моей коллегой Кэрин Мак Хоуз.

Отношения — это основная тема нашего времени: отношение с телом, с местом и с мировым сообществом. Эта серия исследований и короткометражных фильмов предлагает ресурсы для того, чтобы обнаружить легкость в теле и восстановить присущий телу поток, нашу врожденную данность. Фильмы предназначены для всех, кому интересно, как жить более осознанной жизнью.

В основе этой работы две концепции. Первая: тело – это земля. Наши кости, дыхание и кровь – это минералы, внутри нас воздух и вода. Когда вы приезжаете в новое место, всего за несколько дней 70% тела, которое является водой, формируется из этого нового источника. Местные яйца, молоко, овощи, которые вы едите, формируют ваши мышцы и кости. Люди тоже являются природой, мы не отделены от нее, мы — то же самое.

Вторая концепция: танец — и движение — являются основными способами переживания этой взаимосвязанности. Движение – это не поверхностное, второстепенное или необязательное свойство человека, движение – это центральное, основополагающее явление, затрагивающее самую суть того, что значит быть человеком в наши дни. Тела имеют собственный разум, который формировался около трех миллиардов лет в процессе эволюции – с момента происхождения первой клетки. Вместо того, чтобы стараться контролировать свои тела и места обитания, мы развиваем практики глубокого присутствия, внимания и заботы.

Мы будем исследовать эти концепции на практике и начнем с наших стоп. В Первый день мы направим внимание на вес и пространство и будем практиковать прибытие, ориентирование. Во Второй день мы оживим текучесть в теле, затем на Третий день исследуем дыхание и голос. На Четвертый день мы заново выстроим вертикальность, и на Пятый день изучим процесс восприятия, помня о том, что ориентация в пространстве и восприятие лежат в основе каждого совершаемого нами движения. В Шестой день мы сфокусируемся на регуляции нервной системы. И в завершении, в Седьмой день, мы применим все эти ресурсы, чтобы впустить таинство, встретиться с неопределенностью и вызовом каждого дня с большей осознанностью и спонтанным удовольствием.

Эти семь двигательных исследований можно выполнить каждый отдельно, часть за частью, или соединить в одну часовую практику. Вербальное сопровождение предлагается как приглашение, а не приказ. Следуйте тому, что цепляет ваше воображение, ищите свой собственный вход в телесное присутствие.

Вам понадобится пространство для движения, достаточно уединенное, чтобы сфокусировать внимание, коврик для йоги или другая чистая поверхность и комфортная одежда. Бывает полезно иметь блокнот для записи наблюдений в процессе. Вы можете работать один или с группой. Отправляемся вместе в это путешествие.

 

 

День Первый. Ориентация в пространстве и прибытие

Иногда мы тратим все свое время на то, чтобы просто прибыть в новое место, вместо того чтобы полноценно присутствовать там. Как мы учимся ориентироваться и прибывать в пространство?

 Начнем стоя:

-Поприветствуйте вашего старейшего друга, гравитацию. Как распознается ощущение веса в вашем теле?

-Двигайте голову, уводя ее от центральной оси, и отмечайте тонкие изменения в ощущении стоп.

-Начните ходить, и ощущать землю стопами. Позвольте земле трогать вас.

-Теперь двигайтесь с активными стопами. Позвольте им вести вас в пространстве. Меняет ли это то, как вы ходите?

-Направьте внимание к ладоням и воспринимайте «новости вселенной» кожей ладоней.

— Представьте, что у вас есть хвост – любой, на ваш выбор, — прорастите его из копчика: хвост динозавра, саламандры или пуделя. Заметьте, как хвост продлевает позвоночник в пространство.

-Тянитесь макушкой к небу. Стряхивайте любое напряжение в позвоночнике, вытягиваясь от головы до хвоста.

-Энергично двигайте головой и направьте внимание на внутреннее ухо. Визуализируйте крошечные кристаллы в ухе (отолиты), окруженные жидкостью, которые сообщают вам о положении равновесия.

Представьте себе длинные свободно свисающие серьги, которые усиливают ощущение направления вниз.

Ускоряйте и замедляйте движение и отмечайте разницу.

-Обратите внимание на ощущения глаз.

Сделайте паузу и переключитесь на периферическое зрение.

Представьте глаза как окна, воспринимающие мир.

Теперь исследуйте активный взгляд. Позвольте своим глазам вести вас сквозь пространство.

— Продолжите самостоятельно исследовать, осознавая руки и стопы, голову и хвост, внутреннее ухо и глаза. Все это части тонической системы, которая распознает гравитацию и определяет ваше положение в пространстве.

— Перейдите к комфортному положению лежа на спине и отпустите вес в землю. Отпустите то, что удерживает вас от встречи с землей. Соединитесь с гравитацией.

-Иногда отпускание ощущается как полное обрушение. Если обрушение — это то, что вам нужно, перевернитесь на живот и разлейте свой вес в эту мягкую поверхность. Расслабьтесь. Оставайтесь в этом положении, сколько вам нужно, пока не почувствуете настоящий порыв двигаться снова.

-Когда будете готовы, танцуйте свой собственный танец, направляя внимание на вес, стимулируя гравитационную систему тела, отвечая на вопрос «Где Я».

-Позвольте вашему телу рассказать, что оно хочет. Оно в точности знает, что ему нужно в каждый момент для отдыха, восстановления, самовыражения, если вы дадите себе немного времени послушать. Настраивайтесь на тело, вместо того чтобы отключаться от него.

Порой нужно пройти путь глубоко в себя, чтобы найти голос аутентичности и сделать следующий шаг.

 

День Второй. Оживляя текучесть в теле

Люди состоят в основном из воды, мы – отражение нашего океанического наследия. Как мы можем развивать чувствительность и способность резонировать, вместо жесткости и ригидности?

Комфортно расположитесь на полу, прикройте глаза:

— Включите театр воображения. Представьте, что ваше тело – это гигантский шар с водой.

-Начните перекатывать шар, переливая его жидкое содержимое. Растворите ваши суставы костей и области напряжения. Иногда помогает двигаться медленно, чувствуя соединенность всех тканей.

— Теперь представьте, что вами движет водная среда, океаническая волна или течение реки несет все тело целиком, продвигая его вперед, прокатывая всей поверхностью кожи сквозь пространство.

— Сейчас двигайте саму кожу – постоянно меняющуюся мембрану. Перевоплощайте форму тела при помощи контейнера кожи.

— Исследуйте жидкостное тело самостоятельно: кожа по отношению к глубине внутри, кожа по отношению к глубине снаружи. О чем мечтает ваше тело дальше?

— Сделайте паузу, замечая текучесть, которая продолжается в том, что мы называем неподвижностью.

Перекатывание трех весовых центров тела

— Начните с головы, перекатывайте шар черепа. Обратите внимание, что вам нужно двигать всем телом целиком, чтобы дотронуться до пола всеми поверхностями черепа.

— Перекатывайте грудную клетку – корзину из ребер. В ваших упругих ребрах находится примерно две сотни суставов; позвольте ребрам касаться земли и позвольте земле касаться ребер.

-Перекатывайте чашу таза. Почувствуйте его округлость. Исследуйте, как поверхность чаши таза вбирает ощущения от земли.

— Сейчас перекатывайте все три весовых центра вместе. Исследуйте перекатывание бревнышком, словно ребенок, который катится вниз с холма – двигая тело целиком вокруг оси.

— Расслабьтесь.

— Начните перекат с головы, продолжите последовательно спиралью через позвоночник.

— Инициируйте движение хвостом, заметьте, как происходит спираль в обратном направлении. Как вы ощущаете это изменение?

— Сделайте паузу, вернитесь к всенаправленному состоянию жидкостного тела.

-Когда будете готовы, закройте глаза, перекатитесь в положение сидя. Переливая сначала таз, затем ребра, и в завершении голову. Можете ли вы сохранить текучесть в вертикальном положении?

-Медленно откройте глаза. Увидьте или представьте кого-нибудь, сидящего напротив вас. Удерживайте внутреннее море жидкостного тела, когда вы включаете зрение и входите в контакт с другими людьми.

-Танцуйте свой собственный танец. Текучесть лежит в основе любого стиля движения. Любое потягивающее движение в пространстве через фасции текуче соединяет все тело целиком. Если вы двигаете одну часть, другая отвечает. Плывите через это полотно вашей структуры.

Любое качество, найденное под водой, присутствует в нас. Наши тела помнят.

 

День Третий. Дыхание и голос.

Вы можете делать что угодно со своим голосом, если вам хватает дыхания.

-Примите комфортное положение сидя или выберите позу «конструктивного расслабления» — лежа на спине, стопы шире бедер, а руки ниже уровня плеч. Прикройте глаза и направьте внимание внутрь:

-Отметьте, как ощущается дыхание.

-Положите руки на низ живота и спину, расширяйте эту область тела вместе с дыханием – наполняя и опустошая.

-Позвольте внешней среде становиться частью вашего тела с каждым вдохом.

-Перенесите руки на нижние ребра и пройдите касанием их непрерывную окружность. Это место прикрепления дыхательной диафрагмы. На вдохе она движется вниз и ребра расширяются, на выдохе она расслабляется. Почувствуйте или представьте себе это движение внутри вас – словно медуза продвигается сквозь океан.

-Поместите руки на грудную клетку (сверху, по бокам, сзади). Расширяйте ребра со вдохом. Чувствуйте поддержку земли и расслабляйтесь на выдохе. Помните, что выдох не требует работы мышц.

-Перенесите руки к сердцу. Разместите их на грудине и представьте сердце, толкающее кровь к каждой клетке тела.

Костные клетки дышат, мышечные клетки дышат, нервные клетки дышат — этот процесс называется «клеточное дыхание». Ощутите, как все тело дышит.

-Отметьте, как воздух движется сквозь ваши губы. Сделайте вздох со звуком. Повторите несколько раз.

-Позвольте дыханию стать звучанием. Чувствуйте вибрацию, не напрягая лишние мышцы.

-Исследуйте любой гласный звук и позвольте ему резонировать через ваше тело. Позвольте звуку трогать вас. Теперь позвольте вашему звуку трогать пространство вокруг вас.

-Сделайте паузу и отметьте остаточную вибрацию.

-Перейдите в положение стоя.

-Исследуйте дыхание и голос в вертикальном положении. Совместите звучание с ходьбой, сохраняя широкое пространство внутри.

— Соедините свой голос с жидкостным телом. Расслабьте заднюю поверхность шеи.

— Обрисуйте всю комнату своим голосом. Пробуйте разную высоту и громкость звука. Исследуйте слова.

-Играйте с крайностями в звучании, чтобы ваш привычный диапазон говорения имел больше выразительности и вариативности.

— Включите другие языки и культурные модальности.

— Добавьте легкости в свой голос и движение, соединяясь с небом. Можете ли вы поддерживать полноту и ровность дыхания в течение исследования?

— Некоторые скажут, что мы развиваем наши вокальные привычки в период полового созревания – пока наши тела формируются, и сохраняем эти паттерны на всю жизнь. Но мы уже сильно поменялись с тех пор. У нас есть потенциал для разнообразия.

— Танцуйте свой собственный танец со звучанием и дыханием. Слушайте и звучите, воспринимайте и выражайте. Позвольте каждой частичке тела быть ясной и жизнерадостной в этом диалоге с воздухом.

Дыхание — это любовные отношения наших сердец с растениями.

 

День Четвертый. Выстраивая вертикальность.

Выстраивание — это взаимоотношение, а не поза. Как мы можем поддерживать и мобильность, и стабильность в движении?

Начните стоя:

-Почувствуйте землю и пространство вокруг вас, держа во внимании оба направления.

-Простучите внешнюю сторону лодыжки. Это место является первым ориентиром в выстраивании. Потрите ее чтобы пробудить ощущения.

-Дотроньтесь до большой головки кости на боковой части бедра, это второй ориентир. Двигайте верхней частью ноги прямо над щиколоткой. Освободите колени, чтобы они не были заблокированы.

— Дотроньтесь до центральной части ребер справа и слева. Измерьте расстояние спереди назад и найдите центр. Это третий ориентир. Поместите его прямо над верхней частью ноги и лодыжкой.

— Дотроньтесь до центра ушей — ушного отверстия, и добавьте этот четвертый ориентир, выстраивая вертикаль без усилий.

— Постучите по верхней части головы и потяните пару реальных или воображаемых волосков наверх в космос, удлиняя вертикальную ось.

— Теперь, используя указательные пальцы обеих рук, прикоснитесь к центру ушей. Представьте, что кончики пальцев соприкасаются в центре черепа, создавая горизонтальную ось. Сделайте небольшие кивания «Да» вокруг этого центрального сустава, где вес черепа проходит вниз в позвоночник.

— Прорастайте вертикальной линией от макушки головы вниз, и представьте, как она спускается по передней поверхности позвоночника, через отверстие в тазу, между ваших стоп и вниз через слои земли к твердому железному ядру, где сходятся все вертикальные линии. Организуйте три весовые центра вокруг этой воображаемой вертикальной оси.

— Теперь позвольте вашему позвоночнику двигаться из стороны в сторону, словно рыба. Представьте, как будто вы двигаетесь между двумя стеклянными плоскостями. Голова рыбы ведет движение от самого верха черепа и хвост рыбы подталкивает вас, как хвост акулы или лосося. Ноги исчезают, позволяя копчику быть свободным.

— Сделайте паузу, отметьте, что активировалось в теле, благодаря рыбьему хвосту.

— Двигайте позвоночником вперед-назад. Это паттерн млекопитающих, плавающих по морю, таких как киты или дельфины, или лошади в галопе. Отмечайте любые сдерживания в 26-ти позвонках позвоночника. Увлекайте каждый позвонок в движение.

— Теперь проделывайте спирали позвоночником. Ведите движение ото рта и от глаз, успевайте увидеть пространство за вами. (Это словно флаг, оборачивающийся вокруг флагштока). Теперь инициируйте движение копчиком, и закручивайтесь наверх до головы.

— Здоровый позвоночник движется во всех трех направлениях: из стороны в сторону, вперед-назад, по спирали. Эта мобильность поддерживает многомерную подвижность человека — способность с легкостью двигаться в любых направлениях.

— Отклоните позвоночник от вертикальной оси, исследуйте горизонтальность. В любой плоскости движения вы можете ориентироваться в пространстве относительно веса, головы и хвоста.

— Негибкость спины — это один из признаков напряжения в нервной системе. Балансируя между мобильностью и стабильностью, мы развиваем готовность реагировать – способность отвечать – ответственность.

— Заметьте или представьте себе двух других людей и встаньте лицом к ним. Можете ли вы видеть и быть видимым не меняя того, какой вы есть?

— Отметьте, что, взаимодействуя с другими людьми, вы стоите на одной и той же земле, находитесь в одном и том же пространстве.

— Исследуйте самостоятельно. Танцуйте свой собственный танец. Позвольте вашему мобильному позвоночнику быть видимым, слышимым и проявленным.

 Выравнивание — это не то, что мы делаем, а то, чем мы являемся.

 

День Пятый. Восприятие.

Через органы чувств мы выстраиваем наше видение мира и то, что кажется нам реальным. Как мы можем выйти за рамки привычного способа воспринимать?

— Начните прямо оттуда, где вы находитесь, замечайте то, что вы замечаете. Вам привычнее смотреть, слушать, двигаться, нюхать, пробовать на вкус или прикасаться, чтобы встретиться с миром? Наблюдайте собственные предпочтения в восприятии.

— Начните сканировать тело. Сядьте удобно, или лягте на спину в позу «конструктивного расслабления», глаза закрыты:

— Направьте внимание на макушку головы.

— Замечайте любые ощущения, возникающие в этой части тела. Вы можете ощущать покалывание, зуд или боль. Наблюдайте любые ощущения в этом месте без оценки.

— Перенесите внимание на лицо и кожу головы. Вы можете ощутить прикосновение воздуха к коже, тепло или холод, подергивание мышц. Это приглашение ощутить то, что в действительности происходит в данный момент, не реагируя.

— Перенесите внимание на область шеи. Заметьте любые ощущения —покалывание, прикосновение одежды к коже или как ваши волосы проскальзывают по телу. Если вы ничего не чувствуете, просто ожидайте. Ощущения происходят постоянно, осознаете вы их или нет.

— Мысленным взором перенеситесь на заднюю поверхность тела. Там возможны ощущения давления или боль, тепло или прохлада, сжатие суставов. Если ум отвлекается, просто возвращайте его обратно к этой части тела, внимая ощущениям.

— Продолжите с передней поверхностью тела, правая рука, левая рука, таз, правое бедро, правая голень и стопа, левое бедро, голень и стопа.

— Перенесите внимание на подошвы стоп.

— Вернитесь к макушке головы и продолжите сканировать ощущения вдоль центральной оси тела вниз.

— Отметьте ощущения в мягких тканях рта, языка, легких, сердца, пищеварительного тракта и репродуктивных органов.

-Вернитесь к осознаванию дыхания.

— Отметьте любые импульсы к движению. Позвольте себе следовать этим импульсам. Двигайтесь и будьте движимы. Вместо того, чтобы выполнять упражнения или паттерны движения, слушайте тело. Что приятно сейчас, то и есть верно.

— Остановитесь и вернитесь в положение сидя. Медленно откройте глаза и начните диалог со светом, который мы называем зрением. Можете ли вы продолжать наблюдать ощущения, когда включили зрение?

 Смена фильтров

— Сядьте где-нибудь, где вы можете представить себе обширный вид, глаза открыты:

— Представьте себе, что вы смотрите на океан. Теплый день с ярким светом и легким морским бризом. Люди гуляют, дети и собаки играют, птицы пролетают над головой. Выстраивайте эту сцену для себя: какие цвета, запахи, текстуры и детали этого места?

Теперь представьте себе солнцезащитные очки и наденьте их, поднеся руки к лицу:

  1. Сфокусируйте свое внимание на воде, воздухе, и земле этого места. Это геологический фильтр, соединяющий вас с миллиардами лет истории земли. Если вы сёрфингист, альпинист или геолог, этот фильтр покажется вам знакомым. (Опустите руки, чтобы снять очки.)
  2. Попробуйте вторую пару очков (поднеся руки к лицу): что происходит с растениями и животными этой местности. Это биологический фильтр, соединяющий вас с миллионами лет назад. Часто мы узнаем суть нашей эмоциональной жизни в жизни животных. Если вы любитель собак, садовник или биолог, вы можете предпочитать этот фильтр.
  3. Возьмите третью пару очков: заметьте людей — это фильтр культуры, соединяющий вас с тысячами лет назад — со времен происхождения людей. Если вам интересна гендерная динамика, политика, религия, история, архитектура или выбор одежды людей, которых вы видите, художники и писатели, которые жили до вас в этом месте, вы можете наблюдать мир сквозь этот фильтр. (Теперь опустите руки, снимите «очки», чтобы перезагрузиться.)
  4. Попробуйте четвертую пару очков: соединитесь со своими предками и родственниками; это фильтр семьи, который связывает вас историей на сотни лет назад и продолжается по сегодняшний день. Может быть, ваши бабушки и дедушки гуляли здесь; прах ваших родителей был развеян в море; вы устраивали пикники и путешествия на лодке по соседним островам. Некоторые из нас чаще наблюдают мир сквозь призму семьи. (Опустите руки и «очки», перезагрузитесь.)
  5. И наконец, опробуйте последнюю пару очков – ваш личный фильтр. Сейчас вы соединяетесь с десятилетиями истории, с историей своей жизни. Этот угол зрения включает в себя ваше образование и обучение, верования и ценности, личный жизненный опыт и воспоминания, которые формируют ваше восприятие места: первый поцелуй на причале, перформанс на пляже, или ссора с другом. Это место эмоционально, замечаете вы это осознано или нет. (Опустите руки и «очки», перезагрузитесь.)

Проблема с любыми фильтрами и очками (например, с биноклем) возникает, если они застревают, фиксируют единственный взгляд на мир, не оставляя других вариантов. Тогда все остальные ракурсы оказываются затуманенными или вообще невозможными для восприятия.

Приглашаю вас смотреть на разные виды в течении дня сквозь разные фильтры, пробуя больше вариантов. Не существует двух людей, которые бы воспринимали что-то в один и тот же момент в точности одинаково. Смена фильтров открывает возможности для коммуникации и обмена.

— Танцуйте свой собственный танец, осознавая сенсорное восприятие. Расширяет ли смена фильтров ваш диапазон восприятия в движении?

Ощущения — это язык тела, информация, которая лежит в основе всех наших действий и взаимодействий. Это то, как мы понимаем смысл мира.

 

День Шестой. Балансирование нервной системы.

Нервная система управляет нашими действиями и реакциями. Как мы можем подружиться с нашей нервной системой?

Центральная нервная система

Начните стоя:

— Позвольте вашему телу падать сквозь пространство. Двигайтесь быстрее, чем можете думать. Вы стимулируете рефлексы спинного мозга. Они координируются на бессознательном уровне и позволяют вам ходить по городу, не глядя на ноги. Изменяйте направление; удивляйте себя. Продолжайте некоторое время. Эволюционно спинальные рефлексы возникли еще у рыб — доверьтесь своему телу.

— Продолжая двигаться, начните глубоко и полно дышать. Это активирует ствол головного мозга, в котором находится центр дыхательного ритма. Расслабьте челюсть; позволяйте воздуху легко проникать в рот и изо рта. Продолжайте двигаться быстрее, чем можете думать, и при этом дышите – не сдерживайте дыхание.

— Рефлексивно поменяйте фокус внимания. Это стимулирует средний мозг. Услышьте громкий треск и откликнитесь всем своим животным существом. Представьте необычное шевеление (как будто в траве ползет змея) и среагируйте спонтанно. Рефлексы среднего мозга активируют руки, стопы, голову и хвост – вы полностью всем собою обращаетесь в сторону раздражителя (как ребенок). Средний мозг — это мозг рептилии, неэмоциональный, быстрый и непосредственный.

— Продолжайте делать все, что вы делали до сих пор (так вы развиваете выносливость) и добавьте эмоциональную соединенность с тем, что вы воспринимаете. Так работает лимбическая система мозга, которая развивалась у млекопитающих. Дайте себе время, чтобы подключить память, ассоциации и воображение. Все, что вы видите вокруг, узнаваемо, потому что вы уже встречались с этим раньше. Это ландшафт историй.

-Теперь включите кору головного мозга. Продолжайте двигаться и выбирать, что делать дальше. Размышляйте и принимайте решения и в то же время замечайте свое желание двигаться или быть в неподвижности.

— Затем просто потанцуйте, наслаждаясь легкостью и поддержкой в центральной нервной системы.

Автономная нервная система

— Продолжайте исследовать в движении. Иногда нам нужно добавить огня, чтобы пробудить жизнь. Зажгите пламя и добавьте динамики в свою телесность, стимулируя симпатическую нервную систему. Добавьте немного адреналина, расширяя свой диапазон движения.

— Двигайтесь шире или быстрее, чем обычно. Представьте, что вы опаздываете на встречу или выступаете в огромном театре и вам нужно достучаться до последнего ряда. Как много энергии вы можете добавить, не теряя баланса?

— Продолжайте двигаться, но замедлитесь, чтобы не выдохнуться. Переходите к парасимпатической нервной системе. Позвольте движению стать интегрирующим, усваивающим, легким, но очень точным. Представьте свое любимое безопасное место, которое вдохновляет вас двигаться наиболее расслабленно.

Энтерическая нервная система

— Двигайтесь со своим кишечным мозгом, энтерической нервной системой. Кишечный мозг оборачивает поверхность пищеварительного тракта, в нем больше нервов, чем в спинном мозге.

— Позвольте передней поверхности живота быть открытой и отзывчивой, принимая бессознательные сигналы от окружающей среды и других людей. Ощущайте эту органическую часть себя, свое нутро. Энтерическая нервная система может отменять действия коры головного мозга. Следуйте за кишечным телом, как оно ведет вас в пространстве.

— Сейчас, представьте себе группу из четырех человек. Сделайте бутерброд из всех слоев:
Выберите партнера А, это головной и спинной мозг – режиссер шоу. Это центральная нервная система — та часть, которая считает, что она руководит, говорит, принимает решения и запоминает.

— Добавьте партнера В спереди: вы — кости, заземление и поддержка.

— Добавьте партнера С, как передний слой: вы — автономная нервная система. Вы можете воплощать симпатическую активацию (слишком много кофеина), или парасимпатическую интеграцию (готов вздремнуть). Сбалансированное состояние между этими двумя – это живость/готовность/включенность.

—        Передний слой – энтерическая нервная система – мозг кишечника, который является в большей степени бессознательным (закройте глаза). Но помните, что вы можете отменить действия коры головного мозга.

— Прежде чем двигаться: Партнер А кладет руки на бедра партнера В, чтобы направлять. Партнер В – кости — обёртывает руки вокруг передних двух партнеров (как рёбра), объединяя всех вместе.

— Теперь, начните прогуливаться по пространству, как будто вы одно тело. Позвольте каждому слою проявлять голос. Центральная нервная система управляет и раздает команды, кости поддерживают, автономная нервная система задает тон, а энтерическая воспринимает бессознательные сигналы.

— Представьте, что вы прогуливаетесь в центр города! Если вы работаете с группой, поменяйтесь ролями четыре раза, чтобы побыть всеми слоями.

— Танцуйте свой собственный танец. Включайте внутреннее разнообразие. Быть человеком – в этом есть и сложность, и юмор. 

Мы изучаем детали, чтобы достаточно узнать, чтобы достаточно чувствовать, быть достаточно храбрыми, достаточно сильными, достаточно свободными, достаточно текучими, чтобы заботиться.

 

День Седьмой. Открываясь тайне.

Если мы хотим помочь себе и другим глубже чувствовать людей и пространство, нам нужно освоить формы для творческого выражения, чтобы избежать депрессии, репрессии и агрессии. Как мы можем встретиться с этим вызовом и развить творческий подход в нашей работе и жизни?

Увидьте или представьте дверной проём. Когда вы направляетесь к порогу, заметьте, как вы приближаетесь, проходите через него, и выходите после:

Начните идти:

Вы просто человеческое существо, которое идет.

Пройдитесь своей собственной походкой.

Какой порог между ходьбой и движением? Где слово «движение» размещается в вашем теле? Будьте решительны. Вы человеческое существо, которое двигается. Меняет ли это слово ваши решения?

Какой порог между движением и танцем? Это может быть любое направление танца, любые культурные традиции или ваш личный стиль. Ваше тело знает о танце; это ваше врожденное право.

Какой порог между танцем и заряженным, проявленным танцем? Исследуйте, что это значит для вас.

Какой порог между заряженным, проявленным танцем и перформансом? Может быть, вы выступали с речью перед группой, или участвовали в жарком обсуждении, или показывали премьеру танца сотням людей. Каков ваш телесный опыт перформирования/выступления?

Какой порог между перформированием и медитацией? Исследуйте состояние «между». Теперь вы медитируете и одновременно двигаетесь всем телом.

Какой порог между медитацией и ходьбой? Снова исследуйте эту последовательность, продолжайте ходить по пространству. Исследуйте разрыв между знанием и незнанием, переходную зону неопределенности, в которой рождается творческий отклик:

Какой порог между ходьбой и движением?

Между движением и танцем?

Между танцем и заряженным/проявленным танцем?

Между заряженным /проявленным танцем и перформансом?

Между перформансом и медитацией?

Медитацией и существованием/бытием?

Танцуйте собственный танец. Исследуйте любые пороги, которые захватывают ваше воображение. Пороги возвращают нас снова к процессу прибытия и к практике присутствия.

Иногда мы не можем объяснить это словами, но знаем из опыта, что пробуждающие качества музыки и танца соединяют нас с чем-то большим, словно гигантский лес из водорослей молча колышется под поверхностью океана.

Люди не создают движение, мы участвуем в движении вселенной.

Человечество и есть природа, мы не отделены, мы то же самое.